Илья Вдовин: «Гонки на паровозах бывают только в кино»

Спорт-экспресс, 05 декабря 2013 года
Юрий Голышак

Исполнительному директору общества «Локомотив» Илье Вдовину - едва за 30. Детство провел в Италии и Франции. Вполне мог остаться там - но вернулся в Россию. Работал в хоккейном «Динамо»… За каждой строчкой кроется интересное. За каждой - сюжет для небольшого рассказа.

- Главная рабочая проблема последних дней?
- Сейчас верстаются бюджеты соревнований на следующий год. Наш план спортивно-массовых мероприятий для работников железных дорог готов, проходит согласование. Соревнований почти 20, участвуют 16 дорог... Много будет интересного - например, в футбольном фестивале «Локобол» поучаствуют девочки. Вводим систему компенсаций работникам РЖД затрат на занятия спортом. Выбирайте себе фитнес-клуб - РЖД вернет до 20 тысяч рублей.

Вот вам пример: Подмосковье, станция Бекасово. Крупнейшая сортировочная станция Европы. Запустили собственный фитнес-клуб на площади в тысячу квадратных метров на месте бывшей «качалки». Самое современное оснащение, лучшие тренажеры. В поселке 80 процентов населения - железнодорожники с семьями...

- Во сколько обошлось?
- 8 миллионов рублей. Туда абонемент стоит 20 400 рублей. Ходи хоть каждый день. У РЖД около 150 спортивных объектов по стране.

- Говорят, бюджет вам на будущий год поджимают.
- Все знают, правительством принято решение о нулевой индексации железнодорожных тарифов на следующий год. У РЖД при этом позиция: на работниках, пенсионерах и детях экономить в последнюю очередь. Скорее это коснется профессиональных спортивных клубов.

- Мой товарищ руководит прикладными видами спорта в обществе «Динамо». Сегодня он на соревнованиях кинологов, завтра - пожарных...
- У нас все проще - гонки на паровозах были только в фильме «Край». Зато очень популярен у железнодорожников гиревой спорт. Особенно среди работников службы пути - которые привыкли иметь дело с тяжелыми предметами. Это вообще соревнования с удивительным духом. Железнодорожники - особые люди. Еще при советской власти железная дорога была государством в государстве. Вплоть до самообеспечения продуктами питания. Было даже 16 своих пивзаводов!

Существовала проблема: с целью выиграть соревнования любой ценой на некоторых дорогах принимали в штат на рабочие специальности профессиональных спортсменов. Целые команды порой присылали.

- Разобрались?
- Выжгли! Однажды отправили домой команду Западно-Сибирской железной дороги по волейболу. Сняли с Кубка президента. Те прислали юниоров, кандидатов в мастера спорта. Думаю, сейчас, время спустя, многие из них играют в чемпионате России. А кто-то прислал лыжницу - участницу Олимпиады. Выступала за сборную Казахстана. Представляете, на сколько она опередила железнодорожников?

- Самая неожиданная проблема, с которой столкнулись?

- Сначала я пришел в РЖД на должность начальника отдела культуры и спорта департамента социального развития. И был поражен - как много безразличий у людей, которые занимаются социальной работой. Ее надо пропускать через душу, она не бумажная!

- Работают до сих пор?
- Тогда, в 2010-м, как раз шла большая смена кадров в РЖД. Сейчас таких не осталось. Уже мы придумали конкурс среди железнодорожников, пишущих стихи...

- Вот это поворот.
- Смотрите, у меня на столе книга бывшего руководителя общества «Локомотив» Виктора Шумилова - «Жизнь спрессована в стихи». А тогда создали жюри, возглавил его Михаил Андреев, автор множества стихов и песен. Например, «Отчего так в России березы шумят».

- Писали вам мешками?
- Хватило стихов на большой сборник. Человек - рядовой работник - всю жизнь писал в тумбочку, а тут его строчки в книге! Событие!

- Если не считать призовых?
- Конечно. Победители на дорожном уровне получали 15 тысяч рублей, на корпоративном - около 50 тысяч.

- Провинция умеет поражать идеями?
- Недавно на Сахалине возродили соревнования формата «Папа, мама, я - спортивная семья». Назвали «Туриада» - от слова «туризм». И байдарки, и спортивное ориентирование... Помню, время ужинать - а команда Куйбышевской железной дороги не выходит из леса. Мы бы все равно их нашли, но все 15 команд отказались ехать на ужин - отправились искать коллег!

- За то время, что вы в «Локомотиве», - самые дорогие по затратам соревнования?

- Спартакиады, в том числе и детская, а это 5-6 видов спорта на объектах высшего уровня и в среднем 500 участников обошлись до 10 миллионов рублей каждая. Естественно, на таких крупных мероприятиях и расходы максимальные - аренда спортсооружений, проживание, питание, трансферы, культурная программа и т.д.

- К большому футболу вы отношения не имеете?
- Практически нет. Правда, летом по инициативе руководства РЖД приходил на заседания совета директоров футбольного клуба. Сказал что думаю. Надеюсь, что не зря.

Зато в нашем ведении пляжный футбольный «Локомотив», волейбольный «Локомотив» из Новосибирска и баскетбольный «Локомотив-Кубань».

Кстати говоря, мы перестали привозить «подставных» даже на соревнования Международного союза железнодорожников.

- Разве не все привозили таких?
- Участвуют там 24 страны - почти все привозят настоящих железнодорожников. Это сразу видно. И мы пошли этим же путем. Участвуем почти во всех соревнованиях, кроме гольфа, пожалуй.

- Нет гольфистов на путях?
- Есть один заместитель дирекции в РЖД, но одного для сборной мало.

- Какие-нибудь итальянцы могут прислать на гольф реальных железнодорожников?
- Итальянцы, может, и не пришлют. А французы, швейцарцы или англичане могут. Там клубы по гольфу не являются элитарными заведениями. Горные лыжи или хоккей - дороже. Зато мы участвовали в боулинге - заняли десятое место...

В Дании на чемпионате по спортивному ориентированию мужчины стояли в сторонке, ко мне подошла девушка: «Спасибо, мы до последнего момента думали, что оформление загранпаспорта это какая-то шутка». Она была сортировщицей багажа на станции Екатеринбург-главный - а тут за счет работодателя отправляют за границу. Заниматься любимым спортом.

- Кто-то из пляжников мне жаловался: контракты совсем небольшие.
- «Локомотив» был первым грандом, пришедшим в пляжный футбол. Сейчас появились ЦСКА, «Спартак», «Динамо»... Игроков перекупают. Контракты сильно растут. В 2010 году зарплата игрока была около 60-70 тысяч рублей в месяц.

- А сейчас?
- Значительно выше и, по моему мнению, достойные и адекватные. Не хотелось бы быть втянутым в очередную гонку бюджетов. Хочется, чтоб история с «Анжи» и «Сатурном» не повторялась. Я же работал в хоккейном «Динамо» - помню, как в 2006-м после чемпионского сезона в клубе случился кризис, прекратились спонсорские поступления, все работники - от секретаря до игроков и тренеров три месяца сидели без зарплаты. Возможно было все - вплоть до ликвидации клуба. Мечтаю, чтоб наш спорт пришел к разумным стандартам оплаты. Потому что получающий в России миллион в Европе порой не найдет работу и за 200 тысяч.

У пляжного футбола серьезное будущее. Бразильцы, проводящие Олимпиаду в Рио, всерьез планируют ввести его в олимпийскую программу. Как одну из дисциплин футбола. Это гораздо проще, чем вводить новый вид, - так уже ввели пляжный волейбол.

Приятно сознавать, что в популяризации пляжного футбола есть немалая заслуга и общества «Локомотив», и нашего клуба. В свое время уговорили играть Алексея Смертина - нужна была медийная личность, чтобы привлечь внимание СМИ: «Не могу, уже сказал журналистам, что повесил бутсы на гвоздь». - «Не надо их снимать с гвоздя, в пляжном играют босиком...»

- Удивительный человек.
- Да. Я в детстве жил в Риме, но болел за «Милан». Тройку голландцев и Папена. И вот 20 лет спустя Гуллит становится тренером «Терека». Я попросил Лешу Смертина, чтоб познакомил. «Терек» в тот день проиграл, Гуллит был не в настроении. Я сказал по-итальянски ему - мол, рос под вашим влиянием. «Молодец! - ответил Гуллит. - Вперед!»

- Вы отобрали название «Локомотив» у белгородского волейбольного клуба.

- Клуб в Белгороде прошел через череду названий. Был даже «Динамо». В 2010-м РЖД провела инвентаризацию всех клубов. Выявили очевидный, но удивительный факт - в одной лиге из 12 команд играют три клуба на содержании РЖД. Белгород, Екатеринбург и Новосибирск. Это правильно?

- Нет.
- И мы решили поставить на Новосибирск. Крупный город, Западно-Сибирская железная дорога. На волейбол ездят смотреть со всей Сибири. А в Белгород только недавно появилась возможность добраться самолетом из Москвы. Результат - два Кубка России и победа в Лиге европейских чемпионов за три года.

- Всем известно, что Исинбаева, например, представляет общество «Динамо». Самый известный представитель «Локомотива»?
- Например, Анна Богалий. Легендарный Виктор Маматов представлял Западно-Сибирскую железную дорогу. Но мы больше ставим на молодежь. Вкладываемся в инфраструктуру - построили потрясающую хоккейную арену в Ярославле намного раньше остальных. Или стадион в Черкизове.

- Самый интересный человек, с которым познакомились благодаря «Локомотиву»?
- Руководитель нашего калининградского подразделения Леонид Захарович Кривонос. Человеку прилично за 70 - но какая же активность! Чем-то напоминает Виталия Давыдова. Все мероприятия проводит с блеском. Разбирается в современных гаджетах лучше молодых. Каждый день ездит на работу на велосипеде, наматывая к вечеру под двадцать километров. Встречаясь с ним, понимаю - стареть не страшно.

- Вы стали вице-президентом Международного союза железнодорожников. Что это?

- 24 страны. Постоянные соревнования по всему миру. Президент союза избирался, будучи работником английской железной дороги, потом стал генеральным директором Ирландских железных дорог. Переехал в Дублин. Я съездил туда - был поражен!

- Чем?

- «Медвежий угол» Европы, все живут простыми человеческими радостями. Поют, пьют пиво и ходят на регби. Или другие «кельтские виды спорта». Я обратил внимание - у ирландских песен три сюжета: женщины, алкоголь и Родина. Вернувшись, взялся за сборник рассказов Джеймса Джойса «Дублинцы» в подлиннике.

- Как-то приехал к Сергею Шавло - тогда генеральному директору «Спартака». Он сказал: «Чувствую очередь за своей спиной». Вы - чувствуете?
- Нет.

- Нет желающих?
- Может, и есть. Но та команда, которая работает сейчас, подходит оптимально, но если выдернешь кирпичик - риск, что будет существенно хуже, велик. Сменился не один коллектив, пока работа стала удовлетворять и обычных работников, и руководство. Прежде этого не было ни у тех, ни у других.

Думаю, еще пара таких лет - и общества «Локомотив» могло не быть вообще. Соревнования проводили бы частные подрядчики. А сейчас руководство привыкло доверять нашим советам и поддерживать. Довольны все. С руководством РЖД разговор строился так: «Покажите, что вы можете, и мы поможем. Потому что другие уже пять лет пытаются, но ничего пока не показали». Зачем менять хорошую лошадь на переправе?

- Футболистов донецкого «Шахтера» время от времени водили в шахту. Вы что-то железнодорожное попробовали?
- Да, с большим интересом к этому отношусь. На детской железной дороге в Новосибирске побывал в шкуре и машиниста, и сварщика, и дежурного по станции. Переключал стрелки, входной и выходной семафор. Как пацан сидел, открыв рот. Попал бы туда в детстве - стал бы железнодорожником.

- Вы объехали Италию и Францию вдоль и поперек. Самые удивительные места?
- Я там жил до 15 лет. Обожаю городки Тосканы - но это понятно, классика. Флоренция, Пиза, Сиена. Но есть еще Сан-Джиминьяно с кучей средневековых башен. Озера возле Комо. Нравится Южный Тироль, граница с Австрией. Где даже названия то ли на немецком, то ли на итальянском. В Риме не был восемь лет. Недавно приехал - был в восторге: «Здесь я учился! А здесь играл в футбол!»

- Пожив в таких странах - большая потребность туда возвращаться?

- У меня была большая потребность вернуться в Россию. Я ведь мог пойти по традиционной для нашей семьи дипломатической линии - и остаться в Европе. Но не готов даже на длительные командировки туда.

- Некоторые садятся за руль и колесят по Европе. Вы так делаете?
- Обожаю! Летом проехал от Барселоны до Прованса, юга Франции. Очень душевно получилось. Доехал до Марселя. Портовый город, сохранивший историю. Атмосфера удивительная - моряки, портовая публика всех мастей, старинный форт, море, корабли...

А Барселона - новая точка силы на карте Европы. В городе каждую минуту что-то происходит - можно перемещаться со спектакля на футбол. Город для творческих людей и на любой кошелек.

- Под какую музыку надо ехать в Марсель на машине?

- Под Барри Уайта! А в машине у меня полное разнообразие. От Эрика Клэптона или Боба Марли - до хип-хопа и металла...

- Хоккеист Миша Анисин жил с отцом в Италии. Влюбился в оперу. Сам запел.

- Я люблю не оперу, а живопись. Самый гипнотический для меня художник - Куинджи.

Стараюсь попадать на выставки. Недавно был в Амстердаме - сразу отправился в открывшийся после 13 лет ремонта Королевский музей. Там собрано все - от техники до живописи. Мореплавательная тема здорово представлена. Архитектура.

- Последнее открытие в этом смысле?

- Я снимал квартиру на Пятницкой. Узнал историю дома - прежде это был доходный дом с интересной судьбой. В нем с десяток квартир, люди пытаются своими силами восстановить прежний облик.

- А хобби у вас есть?

- Охота. Надеюсь, в декабре попаду в Смоленскую область по первому снежку. Лось, олень, кабан - кто уж выйдет...

- Самая славная охота в жизни?

- В Калмыкии. У нас столько гуся не увидишь. Лежишь в засидке в степи, ждешь. Так рассвет и встречаешь в ожидании стаи пониже.

- Ружье хорошее?

- Скромный «винчестер». Охочусь редко, нет смысла иметь пять ружей или инкрустированный «Зауэр». Мой хороший друг ходит с 30-летним «ТОЗом» - и набивает больше всех нас.

ТЕГИ: РФСО Локомотив | Илья Вдовин |

Теги

 РФСО Локомотив  волейбол  2016  футбол  хоккей  2017  шахматы  2015  лыжные гонки  Спартакиада  художественная гимнастика  Локобол  Сочи  МССЖ  баскетбол  дети  лыжи  РОСПРОФЖЕЛ  Северо-Кавказская ж.д.  легкая атлетика  ЗОЖ  Илья Вдовин  2014  Бег  настольный теннис  бадминтон  Южно-Уральская ж.д.  Октябрьская ж.д.  Свердловская ж.д.  РЖД  мини-футбол  Локомотив  РФСО "Локомотив"  Западно-Сибирская ж.д.  Куйбышевская ж.д.  ветераны  Московская ж.д.  Ярославль  Горьковская ж.д.  Красноярская ж.д.  марафон  Кубок ОАО "РЖД"  ДФЛ  ФСК  Северная ж.д.  Юго-Восточная ж.д.  Калининград  Дальневосточная ж.д.  Восточно-Сибирская ж.д.  МЖД  Кубок РОСПРОФЖЕЛ  Забайкальская ж.д.  ГТО  дзюдо  Приволжская ж.д.  плавание  пляжный волейбол  ЖФЛ  Локомотив-Кубань  Летняя Спартакиада  Сапсан Арена  ФК Локомотив  БАМ  онлайн-марафон  Форум ГТО  Железнодорожная футбольная лига  регата  Локобол-РЖД  МОСК  Новосибирск  ФК "Локомотив"  онлайн-шахматы  Красноярск  Loko Open  Локо Кап Онлайн  Спартакиада детей  Локобол-2021  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею  пляжный футбол  пересвет  З-СИБ  ОКТ  Велопробег  гиревой спорт  спортивное ориентирование  локогимнастика  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею с шайбой 2014  Туриада  ХК Локомотив  Спартакиада работников РЖД 2015  сборная РФСО Локомотив  Гимнастика  Мывместе  Спартакиада 2014  регби  Нагорных  Екатеринбург  Марафон Победы  СВЕРД  Чемпионат по шахматам  Тында  велоспорт  КЛНГ  Loko Cup Online  В-СИБ  День железнодорожника  Кубок Гудка  Спартакиада детей работников РЖД  Кубок РФСО Локомотив  РПЛ  Нальчик  футбол 8х8  МИИТ  ЖДФЛ  пенза  Санкт-Петербург  Кубок Вызова  Кубок ОАО "РЖД" по волейболу  Чемпионат  Голдобин  Кубок Президента по волейболу  ПФК Локомотив  Кубок президента ОАО РЖД 2015  спорт  СЕВ  Локоволей  Локобол-2014-РЖД  Локобол-РЖД-2021  БК "Локомотив-Кубань"  Спорт поколений  Зеленоградск  Кубок Семина  Чемпионат по пляжным видам спорта 2014  КРАС

ПАРТНЕРЫ РФСО «ЛОКОМОТИВ»

РоспрофжелГудокДФЛБлагосостояние
© 2024 РФСО «Локомотив»