В начале славных дел

"Транссиб", 25 января 2021 года
Олег Таран
В начале славных дел

Спортивное движение на Западно-Сибирской магистрали зародилось ещё в 20-е годы прошлого столетия. Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» 12 января 2021 года отметило 85-летие со дня образования. Газета «Транссиб» начинает публикацию серии юбилейных материалов, посвящённых зарождению и развитию спорта и физической культуры на Западно-Сибирской железной дороге.

Спортсмены–западносибирцы в ХХI веке уже 9 лет подряд лидируют на сетевых соревнованиях как в командном, так и в медальном зачёте. Традиция побеждать в спорте закладывалась ещё в 20-х годах прошлого века.

О том, как всё это начиналось, «Транссибу» рассказывает Владимир Казаков – председатель совета ветеранов Центрального округа города Новосибирска, активист ветеранской организации управления Западно-Сибирской железной дороги, человек, который около 30 лет проработал на руководящих должностях в спортобществе «Локомотив».

– Указанием Наркомата путей сообщения 12 января 1936 года было объявлено днём рождения спортивного общества «Локомотив», – говорит Владимир Алексеевич. – Но он стал официальной датой образования нашего спортобщества, в то время как спорт на Западно-Сибирской магистрали зародился гораздо раньше и развивался к тому времени уже свыше 10 лет.

Владимир Казаков в подтверждение своих слов показал фотографию 1924 года, на которой изображён кружок физкультуры на станции Ново-Николаевск.

– Представляете? Недавно завершились две революции, две страшные войны, страна только-только поднималась из разрухи, но люди тянулись к новой жизни, к чему-то светлому, лучшему, – подчёркивает ветеран. – Одной из примет нового времени и стало увлечение советских граждан спортом.

Фотография примечательна тем, что у изображённой на ней спортивной команды есть уже униформа, а на ней даже свой логотип, имеется флаг с наименованием кружка, а на переднем плане – футбольный мяч, большая редкость по тем временам. И что немаловажно – вместе со спортсменами сфотографированы дети, которые по примеру родителей тоже тянулись к спорту, стремясь быть сильными и здоровыми.

В связи с ростом интереса железнодорожников, особенно молодёжи, к спорту, кружки физической культуры появились не только в Ново-Николаевске, но и на других станциях Томской магистрали: Клюквенная, Красноярск, Абакан, Ужур, Боготол, Мариинск, Тайга, Топки, Томск II, Болотная. Хотя спортплощадки ещё были кустарными, остро не хватало инвентаря, практически не было униформы, а методика занятий оставляла желать лучшего, люди всё равно шли заниматься спортом, прививая здоровый образ жизни членам своих семей.

Когда спортобъекты уже не вмещали всех желающих, в ноябре 1930 года на I всесоюзной конференции было принято решение о переходе от отдельных кружков к коллективам физкультуры. Соответственно, на Томской дороге такие коллективы были созданы при депо, дистанциях, на станциях и ведомственных заводах.

Следующей важной вехой в спортивном железнодорожном движении стало избрание бюро физкультуры и спорта при ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Это событие произошло в июле 1932 года в Москве на общесетевой конференции физкультурников–железнодорожников. А в октябре 1935 года с целью создания объединяющего спортивного центра при Наркомате путей сообщения СССР было разрешено организовать Всесоюзное добровольное спортивное общество «Локомотив».

– Это вызвало небывалый подъём трудового энтузиазма и спортивной активности молодёжи Томской железной дороги, – отмечает Владимир Казаков. – Уже 9 ноября 1935 года на дорожном совещании физкультурного актива магистрали было избрано оргбюро дорожного совета спортобщества «Локомотив» в составе 21 человека. Неосвобождённым председателем оргбюро стал первый заместитель начальника дороги Михаил Зуев, а ответственным секретарём избрали инструктора дорпрофсожа Константина Жаркова. Кстати, именно Жарков, будучи в 80-летнем возрасте прикованным к больничной койке, рассказывал мне под запись историю зарождения спорта на нашей магистрали.

Тогда же состоялось I дорожное совещание физкультурного состава дороги, на котором приняли обращение с призывом к работникам магистрали вступать в спортобщество «Локомотив», организовывать команды, помогать строить спортобъекты, причём не только на железнодорожных узлах, но и на станциях, в дистанциях пути, депо и вагонных участках.

– И этот призыв был услышан, – акцентирует ветеран. – Физкультурники дороги силами общественности, с помощью хозяйственных руководителей и профсоюзных организаций за короткие сроки оборудовали лыжные станции и базы, залили катки в Новокузнецке, Тайге, Боготоле, Новосибирске, на станции Эйхе (ныне Инская), организовали новые команды.

Если к моменту создания «Локомотива» на дороге было 53 коллектива физкультуры, в рядах которых насчитывалось 2 тыс. 385 железнодорожников и членов их семей, то после обращения физкультурного актива буквально за месяц было подано свыше 4 тыс. заявлений о вступлении в спортобщество.

В ознаменование этого события, а также с целью разъяснения задач «Локомотива» вдоль линий железных дорог, невзирая на сильный мороз и пургу, было совершено несколько лыжных переходов, в которых участвовали студенты и преподаватели Новосибирского института военных инженеров транспорта, Томского электромеханического института инженеров транспорта, а также лыжницы Омского железнодорожного узла.

– Вот с такими итогами мы подошли к 12 января 1936 года, – резюмирует Владимир Казаков.

ТЕГИ: Западно-Сибирская ж.д. | история |

Теги

 РФСО Локомотив  2016  волейбол  2017  футбол  2015  хоккей  лыжные гонки  Сочи  художественная гимнастика  шахматы  МССЖ  Спартакиада  2014  Илья Вдовин  Локобол  легкая атлетика  РФСО "Локомотив"  баскетбол  Ярославль  лыжи  Локомотив  Кубок РОСПРОФЖЕЛ  ветераны  РОСПРОФЖЕЛ  ЖФЛ  Северо-Кавказская ж.д.  РЖД  ДФЛ  Летняя Спартакиада  марафон  мини-футбол  ФК Локомотив  Бег  Свердловская ж.д.  настольный теннис  Октябрьская ж.д.  Калининград  Форум ГТО  Локомотив-Кубань  Кубок ОАО "РЖД"  МОСК  Сапсан Арена  Loko Open  Спартакиада детей  Западно-Сибирская ж.д.  БАМ  Красноярская ж.д.  ГТО  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею  З-СИБ  плавание  пересвет  ОКТ  Южно-Уральская ж.д.  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею с шайбой 2014  Московская ж.д.  Юго-Восточная ж.д.  бадминтон  ФК "Локомотив"  Куйбышевская ж.д.  ХК Локомотив  Спартакиада работников РЖД 2015  сборная РФСО Локомотив  Туриада  Велопробег  Северная ж.д.  Железнодорожная футбольная лига  Спартакиада 2014  МЖД  СВЕРД  Марафон Победы  Приволжская ж.д.  КЛНГ  В-СИБ  Восточно-Сибирская ж.д.  Чемпионат по шахматам  Кубок Гудка  Спартакиада детей работников РЖД  Кубок РФСО Локомотив  дзюдо  пляжный футбол  Дальневосточная ж.д.  пляжный волейбол  Чемпионат  Loko Cup Online  гиревой спорт  Кубок Президента по волейболу  Кубок президента ОАО РЖД 2015  ПФК Локомотив  Екатеринбург  СЕВ  РПЛ  Локобол-2014-РЖД  МИИТ  локогимнастика  КРАС  Чемпионат по пляжным видам спорта 2014
ОАО РЖД

ПАРТНЕРЫ РФСО «ЛОКОМОТИВ»

РоспрофжелГудокДФЛБлагосостояниеВТБ
© 2021 РФСО «Локомотив»